Фото из открытых источников / Тюмень в начале XX века / © Getty images
Ученые ТюмГУ исследовали становление и развитие городов Сибири, и выяснили, что на их формирование влияли романтические настроения переселенцев.
«Исследуя городские образы прошлого и настоящего, урбан-история усиливает процессы разработки региональных культурных политик, сохранения культурного наследия и исторической памяти, а также обоснования туристических зон и инвестиционной привлекательности. И мы выделили семь наиболее разрабатываемых тем», – сообщил старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ Игорь Стась. Работа была поддержана грантом РНФ, результаты опубликованы в журнале QUAESTIO ROSSICA.
О городской идентичности научное сообщество начало рассуждать только в постсоветскую эпоху. Сегодня историки включаются в процесс производства знания, формируя городские бренды – ценностные характеристики территорий. Прежде всего, ученых интересует, как формировались общегородские идентичности при становлении городов. И отмечают, что часто это происходило в рамках некой человеческой мечты.
Для сибирской урбанизации исследователи особо рассматривают период 1960–1980-х годов, когда доминировавшая нелокальная характеристика (например, «сибирство») сменилась преобладанием поселенческих (город, село) и территориально-административных (область, край, округ) идентичностей. «И потому растерялся дух «сибирства». Именно мечтательные идеи при возведении нового города были нормой в Сибири в 1950–1970-х годах. Город, как идея не был привязан к пространственным границам», – рассказал Игорь Стась.
Кроме того, сегодня широко исследуется вектор производственно-отраслевых идентичностей. Ведь завод становился «вторым домом», а люди, говоря о себе, называли не место проживания, а место работы. Но, как отмечают специалисты, профессиональные обозначения себя неизбежно дрейфовали в сторону осознания самоценности личности и потребительской культуры.
Это подтверждают примеры из исследований городов Европейского Севера России. Так, сыктывкарские историки указывали, что воркутинская идентичность базировалась на социально-профессиональном фундаменте и шахтерской солидарности, а вот в Сыктывкаре, где население не было спаяно узами социально-профессиональной солидарности и схожестью личных судеб, формирование общей идентичности происходило затруднительно.
Источник: esoreiter.ru